Стратегии Власти и СМИ в условиях глобализации

Стратегии Власти и СМИ в условиях глобализации.

Стратегии влияния СМИ на общественное сознание, формирование медиакультуры и коммуникативного пространства: Стратегия № 1: подрывная стратегия массмедиа: уничтожение трансценденции политики. Стратегия № 2: стратегия массмедиа как тотальной мифологической системы интерпретации смыслов по типу навязывания моделей поведения. Стратегия № 3: реализация (воспроизводство) роли медиума как посредника или как автономной системы).
Следует уяснить, что стратегии СМИ варьируются в зависимости от политических режимов. Но всегда есть соблазн для СМИ играть роль не столько медиатора, то есть посредника, к примеру, между властью и обществом, или роль выразителя общественного мнения, магического механизма, определяющего современные смыслы бытия, но и важного фактора формирования общественного мнения. Монополизация влияния СМИ на массовое сознание несет угрозу плюрализму мнений представителей социальных групп и политических сил.

СМИ в открытых (демократических) политических системах «приучают» человека жить в условиях атомизированного общества, формально ориентируют на интеграцию социальных групп, однако, на деле – на дифференциацию, дезинтеграцию и диверсификацию социокультурного пространства. Преодолеть подобные угрозы и негативные тенденции в информационной среде возможно и в открытых политических системах, при условии формирования эффективных правовых механизмов регулирования в сфере коммуникационного пространства.

Манипулятивные возможности СМИ резко возрастают во время общественных кризисов, когда власть теряет рычаги влияния, управления в обществе, а законодательство перестает действовать. В условиях кризиса эффект манипулирования увеличивается, т.к. приоритет отдается подрывной стратегии массмедиа, в целях дезавуирования прежней общественной системы и политического строя. В этих условиях средства массовой информации берут на себя функции мотивации поведения социальных групп, пропагандистского воздействия на общественное и массовое сознание, функции социального контроля, в частности телевидение. При слабости власти в переходный период массмедиа могут выстраивать стратегию тотальной мифологической системы интерпретации смыслов по типу навязывания моделей поведения, как это происходило в медиа-среде в России в 1990-е гг. В этих условиях СМИ отдают предпочтение методам фабрикации фактов (прямая ложь) или дозирования правды.

В условиях недемократических политических режимов указанные методы влияния на массовое сознания СМИ также приемлемы. СМИ зачастую ангажированы, действуют в интересах политико-властных структур, а также криминальных структур или идеологических противников. Имеет место тотальность воздействия на массовое сознание при отсутствии альтернативных, неконтролируемых источников информации. И дело здесь не в том, что альтернативная информация сможет пересилить аргументы манипулятора и дать аудитории возможность сделать разумный выбор. Следует заметить, что манипуляция, как и технологии тотального контроля, в принципе, несовместима с плюрализмом мнений, с правом на свободу массовой информации, свободу мысли и слова (См.: Конституция РФ, ст. 29).
Реализация (воспроизводство) стратегии СМИ как роли медиума, посредника, некой автономной системы, возможна в условиях демократии. В данном случае СМИ, их деятельность регулируется законодательством, создаются правовые условия относительной независимости СМИ от влияния (давления) на них недемократических властных структур. В этих условиях СМИ в меньшей степени могут быть подвержены влиянию криминальных структур. В то же время следует подчеркнуть, что независимость СМИ обеспечивается постольку, поскольку соотносится с правилами, установленными в нормативно-правовых актах.

Дата публикации: 19.06.2012

Просмотров: 1637

Все статьи

Популярное